вторник, 25 октября 2016 г.

Недвижимость? Нет! Движимое имущество? Нет! Но, это есть и это стоит денег!

 
Однажды довелось мне выяснять, на каких условиях выгодно размещать рекламу на балконах и в окнах домов вдоль городских магистралей.


Так вот чиновный мой консультант свято полагал, что "товарищи" из конторы городского архитектора имеют полное право разрешить или запретить определённый облик балконов.


Да, что там балконов! Будто бы именно они определяют внешний вид чуть ли не любого здания и сооружения в Екатеринбурге.


Обижать чиновника я не стал, однако про себя поржал над ним и архитекторскими да перестал у него консультироваться.


А когда было надобно, наша компания просто вывешивала транспаранты (баннеры), без всяких согласований.


Благо, в них никакой "антисоветчины" или "непристойностей" не было.


Да, в традициях уже многих стран, государство в лице своих "уполномоченных" определяет внешний вид, акустический фон и ряд параметров физических полей недвижимости и не только недвижимости...


То есть как будут видеться, слышаться, пахнуть едва ли не любые сооружения и даже ландшафтные комплексы на "государевой земле" и в частных землевладениях.


Однако, по факту это право регулировать, каков будет вид, как будет звучать тот или иной объект недвижимости, государства могут осуществлять очень ограниченно.


И мы рекламу вешали, какую хотели... И ландшафты, знаете ли, с огромными затратами удается поддерживать "в надлежащем виде" лишь в отдельных "уголках России".


Даже сам этот ресурс регламентирование внешнего вида и прочей внешности сооружений, ландшафтов, небосклона не отражается в языке соответствующими понятиями.


Это заметно и по тому, насколько громоздки и расплывчаты мои собственные объяснения в этой заметке.


Для себя я называю это кажимость. Поскольку нет в русском языке общего названия таким характеристикам объектов делового оборота как видимость, слышимость, ощутимость и им подобным.


Так что люди пользуются кажимостью как воздухом дышат - незаметно для себя. И делают деньги на ней даже не задумываясь.


И когда мои партнёры запустили проект Linelaser в Екатеринбурге в 2008 году, то тоже делали доход "из воздуха" - на кажимости.


Точнее на способности мощных лазерных проекторов изменять внешний вид зданий и даже облаков по своему усмотрению.


Да, потом "наглым выскочкам" - моим партнёрам - ограничили возможность "стрелять лазерами" в городе.


Однако, и после "урезонивания зарвавшихся лазеровладельцев", у них оставалась ещё уйма возможностей "делать лазером деньги из воздуха".


Вы можете возразить, что государство (надо, наверное, писать "Их Величество Государство", "чиновники" или "они") могут всякую иллюминацию эффективно запретить.


Да, уже в ходе древнейших войн или иных бедствий всей армии, даже всему городу могли приказать не разжигать костров.


И давным давно додумались до субботнего запрета на разжигание огня, вообще.


А в 20-ом столетии дело дошло до режима светомаскировки для огромных регионов и целых стран.


Правда, реально-то, добиться выполнения режима светомаскировки полностью не удавалось даже в Северной Корее в периоды самых сильных бомбардировок.


Что уж говорить о соблюдении этого режима в Соединенном Королевстве Великобритания и тем паче в Соединённых Штатах Америки, в 1940-42 годах...


Конечно, есть запреты внешнего вида, важность которых легко донести до людей и легче контролировать, чем режим светомаскировки.


Например: легендарный запрет всем людям в Срединном Государстве, кроме императора, носить одежду жёлтого цвета.


По легенде, жёлтый было запрещено использовать и в оформлении бытовых вещей, зданий и кораблей.


А вот практики запрета строительства зданий не выше шпилей дворцов или макушек храмов - отнюдь, не легенды.


Что интересно, запрещалось даже кажущееся(!) равенство по высоте. Причём, запреты эти, зачастую, никак не обосновывались законом...


Да, гораздо, чаще соблюдаются те запреты на определённый вид или звучание, что исходят не от официальных лиц, действующих "от имени государя или государства".


Внутри семей, общин, корпораций право выглядеть желаемым образом или пользоваться иной желаемой кажимостью также регламентируется очень жёстко и дорого обходится.


И некоторые приёмы выделяться внешним видом и звучанием являются давней и ревностно охраняемой привилегией.


Не важно, как Вы лично относитесь к колокольному звону и конкретной религии, Вы будете вынуждены слышать перезвон колоколов, даже в километрах от ближайшей церкви.


Или пение муэдзинов с минаретов, как вариант...


А попробуйте поставить на свой дом саундсистему сопоставимой мощности и ненадолго включать её во время периодических звуковых атак из храмов.


Такое вещание даже без цитат из трудов агностиков или атеистов (словом, с самым невинным содержанием) очень скоро вызовет активные протесты.


И очень скоро можно будет ожидать неприятных телодвижений со стороны чиновничества и служивых, работающих "на государство" и "на всевышнего", по случаю такого вещания.


Впрочем, рост энерговооружённости и влиятельности многих людей так или иначе идёт.


Разнообразие и переменчивость внешнего вида объектов делового оборота зримо увеличивается.


В самом деле, ныне не трудно представить и не слишком дорого организовать, чтобы любой дом был расцвечен как новогодняя ёлка и даже ярче.


А на завтра уже выглядел совсем иначе. И через день опять иначе, при желании.


И автомобили будут менять расцветку, раскраску, блеск, фактуру, чтобы там не было записано в официальных документах...



Со звуком и теплом, и с запахами тоже можно такое учудить, что никакими традициями и кодексами не предусматривалось допрежь.


И соблюдение запретов, получение разрешений, торги вокруг внешнего вида, акустический фона и ряда других параметров физических полей, всё чаще, будут обходится в ощутимые суммы.


Так что всё чаще в сметы и расчёты будет попадать ресурс, который я, за неимением более точного понятия, называю кажимость.


Не говоря уже о том, что красивый вид и приятный букет запахов - это капитал, понятный очень многим людям.


Это был черновик одной из серии статей, о внесметных ресурсах. Ресурсах, описание которых так или иначе выходит за рамки давно устаревшего деления "движимое и недвижимое имущество".


Рабочие названия всех статей этой серии (полагаю Вам они понравятся, сами по себе):

1. Проколотые шины "маршрутки" и треки над Атлантикой

2. От колокольного звона к режиму радиомолчания

3. От обладания территориями к распоряжению траекториями

4. Чем пахнет аура вагонного депо

5. Право на "чистое небо" или продаётся тишина

6. Где купить орбиту для спутника

7. От облачного дома к динамическим ландшафтам

8. Торговля в пути или такие разные трековладельцы

9. Когда полезна такая фикция как государственная юрисдикция

10. Их собственные облака и право на чистые осадки

воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Самозахват? Почему бы и да?

 

Речь пойдёт о захвате и использовании земельных да и водных участков, которыми номинально владеют какие-то другие лица.


На уровне мелких и мельчайших владений.


Многие личные имения начинались и будут начинаться с присвоения неэффективно используемых земель и вод.


"Земельного вопрос" на расейских просторах не разрешён (в прямом и переносном смысле).


Так что самозахватов будет ещё много, по крайней мере в ближайшие годы...


Вам, наверняка, много раз доводилось видеть грядки вдоль железнодорожной магистрали, порой, в окружении леса или полей.


Как правило, этими многочисленными "огородиками" их устроители пользуются совершенно незаконно.


Да! В полосе отчуждения российских железных дорог действует, по самым скромным оценкам, многим более ста тысяч сквоттеров - людей занявших землю и создавших постройки на "птичьих правах" и вообще без всяких разрешений.


Очень многие из этих захватчиков работают на железной дороге или бывшие железнодорожники.


Так что руководство РЖД смотрит "сквозь пальцы" даже на то, что они без официальных разрешений возводят строения: от времянок из старых шпал до капитальных двухэтажных усадеб.


Не знаю как Вы, а я нахожу забавным, что мощнейшая госструктура - РЖД, некогда беспардонно захватившая огромные земельные участки, ныне, "втихую" приватизируется армией сквоттеров.


Это пример более-менее стабильного "сожительства" хозяина земли (пусть и не самого эффективного) и захватчиков. Притом, далеко не единственный...


Многие миллионы квадратных метров практически пустовавшей земли на улицах, в переулках и на окраинах населённых пунктов были самовольно превращены в грядки, садики и цветники, складики и стоянки, детские площадки, а также в... свалки.


А сколько по государственным водоёмам без спросу возведённых лодочных причалов да плотиков по-наставлено - не считанно!


Сопротивление этому "тихому" присвоению было и остаётся эпизодическим.


Обычно случаи вмешательства государства происходят при столкновении интересов захватчиков, не пожелавших договорится между собой.


Что такое автогаражи, хаотично заполнившие придомовые участки у "хрущёвок" и "брежневок".


Это стихийный захват земли, массовый самозахват.


Также как и внелегальные охраняемые парковки во дворах городских жилых массивов.


Правда, ныне собственники придомовых земельных участков сменяются.


Кроме городской администрации - ещё и владельцы дома. И тут уж возможны коллизии...


В самом деле, по какому праву хозяин внелегальной парковки оккупировал чуть не четверть земельного участка. Да платить владельцам участка не хочет...


В принципе, его даже можно выжить с придомового участка. Но, стоить это будет ой как дорого.


А ведь он обеспечивает охрану авто жителей и гостей этого и соседнего домов.


Да, будут ворчать старички, авто не имеющие.


Для управляющего многоквартирным домом важнее голоса тех, кто может платить, а среди них владельцы автомашин.


Так может, наоборот, по-заботится о дополнительном освещении внелегальной парковки и её обустройстве.


Глядишь и хозяин стоянки поможет совладельцам дома в решении некоторых проблем, кроме присмотра за авто...


Стоит ли осуждать всех этих захватчиков? Я не возьмусь...

 
Да, мне "на кончик хвоста" обидно, когда в свалку превращаются многие участки Белой реки в моём родном Невьянске.


И мне особенно странно, что большинство "организаторов свалок" - хозяева домов на берегу этой умирающей речки.


Однако, обрекли на умирание этот некогда весёлый хрустально чистый поток хозяева земли из госструктур.


Пока долиной Белой реки владели Демидовы и Яковлевы речка жила...


Эти фамилии распоряжались-владели Невьянской землёй больше 200 лет.


А не-хозяева от имени Советского Союза ни то, чтобы сами сгубили речку... Нет!

Просто позволили другим не-хозяйчикам - местному дурочью - загубить Белую...


А ныне спасают её к радости потомков того дурочья. Не на их и не на "свои кровные", естественно.


Почему бы не по-радовать гадивших по берегам домохозяев очисткой и углублением русла Белой... Ну, да, пусть их...


У меня сложилось стойкое убеждение, что издержки использования Белой речки оказались так высоки не потому что ресурсы "как бы ничейной" долины подверглись захватам в течение 200 с лишним лет.


Река деградировала и исчезает, поскольку захваты были частичными, редкими и краткосрочными.


При "товарищах" Белая была и до недавнего времени оставалась, в основном бесхозной.


К слову, самовольный захват участков реки вряд ли уже поможет.


Хотя бы потому, что объём нынешних "спасательных работ" на Белой реке не по карману мелким сквоттерам - так всё запущено.


Достаточно того, что повсеместно захватчики - хозяева мелких и мельчайших имений, вовлекают в деловой оборот массу неиспользуемых толком ресурсов да с низкими издержками.


Только представьте, сколько денег сэкономлено на межевании и землеустройстве.


А сколько сбережено на налогах и госпошлинах.


Сколько времени сэкономлено на возне с разрешениями превращать в картофельные грядки пятачки земли в непроезжей частях дороги...


И на берегах "бесхозной" речки.


Как это не странно, захват при всех его возможных издержках (а он, иногда, чреват насилием и даже кровопролитием) всё же оказывается выгоднее официального оформления земли.


Это я к тому веду, что может быть рядом с Вами лежат "бесхозные" земли, есть брошенные хозяевами водоёмы.


Было бы неплохо, коль скоро Вы их задействовать сумели, хотя бы для себя.


Захватом ли с последующим оформлением, без оформления (водоём, например), арендой ли за символическую плату. Иным каким путём...


Для некоторых людей это реальная возможность основать своё имение или, скажем, родовое поместье. Согласны?
 

воскресенье, 14 августа 2016 г.

Реальное имение на земле, как будто бы ничейной

 

В один погожий денёк я пешком путешествовал от Таволог в Шумиху - это деревни в долине реки Нейва на Урале.


Да сбился с извивающейся и ветвящейся лесной дороги. А когда понял, что заплутал, возвращаться не стал.
 

Я был уверен, что в любом случае засветло доберусь до Шумихи.


И в результате Ваш добровольный слуга наткнулся на удивительно привлекательное местечко...


Представьте себе просторную поляну на берег ручья, посреди леса.


На поляне кормовые травы, вперемешку, в метр и более высотой.

 
Причём, трава там почти в половину выше, чем в тот момент в лесу, на полях и других покосных лугах.


На ручье, по краю поляны - прудик.


Лесная дорога как раз проходила по добротной плотинке, подпрудившей весёлый ручей.


А с краю полянки - небольшая сторожка.


Да что там сторожка - очень небольшой, грубо сколоченный теремок, в котором один-два человека вполне могли бы зимовать.


Словом, это было чьё-то хозяйство в глубине леса.


И хозяйство это по сию пору располагается на "государевых землях", на как бы даже ничейных.


Причём, небольшое лесное имение, обнаруженной мной между Таволгами и Шумихой, далеко не исключение.


Подобных владений вокруг уральских городков немало.


И все они расположены на землях, которые их хозяин - государь российский - и распорядители - главы местных администраций - слабо контролируют...


Впрочем, часть этих имений, не обозначенных ни в каком реестре принадлежит государственным служащим, тем же лесникам.


Вас не удивляет, что "вообще-то-внезаконные" владельцы лесных и степных владений обходятся без государственной регистрации и защиты своих прав?


Обходятся, знаете ли....


Впрочем, на лесной дороге, которая вела к хозяйству, обнаруженному мной в глуши было два завала из деревьев и камней...


Мне показалось, что они перекрывали дорогу в очень подходящих для этого местах.


Видимо, таким образом хозяин имения-в-лесу позаботился о нём.


Согласитесь, одно дело похаживать время от времени в "общий" лес за грибами-ягодами.


Другое дело - годами обихаживать один покосный луг, запруду при нём, окрестный лесочек...


Может быть владение сей заимкой юридически и небезупречно.


Однако, это практично и даже полезно, причём не только для хозяина имения на "ничейных" землях...


Вот и в пределах Вашей досягаемости может быть залежь - "якобы-общая-земля", которая ждёт, чтобы её возделали.


"Мягкий" самозахват земли в лесной и степной глуши - реальная возможность для основания и расширения Вашего имения.


О том, насколько это распространённая практика, читайте в следующей заметке "Самозахват? Почему бы и да?"

http://o-sobstvennosti.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html


А в заключение ещё одно соображение...


Многие лесные заимки на моей малой родине - это фамильные покосы (да другие виды общинных, семейных или родовых владений).


Такие покосы передавались из поколения в поколение с 1920-ых годов, а во многих случаях с первой половины 19-го века!


Обычаи сохранять за отдельными семьями или общинами покосы и другие владения, за редким исключением, уважались местными администрациями и при Советской власти.

 


воскресенье, 26 июня 2016 г.

Где границы Вашего города?


 
Заметка эта, во многом о том, что границы городов (особенно крупных) ныне и в обозримом будущем сильно "размыты" и подвижны.


И города из точечных сосредоточий всё более превращаются в "урбанизированные ареалы" и тому подобные пространственные неопределённости.


Уделено будет место и ответу на вопрос: "Что это может означать для Вашего домовладения?"...


Насколько актуален этот вопрос

 

В городе, в коем живёт Ваш добровольный слуга - в Екатеринбурге, есть место и не одно, где административная городская граница смыкается с границей соседнего населённого пункта.


Можно даже ехать по городской улице и вдруг въехать в посёлок Совхозный, например, а через километр главная улица посёлка Совхозный вновь становится улицей города Екатеринбурга.


Так вот соседние дома на этой и прилегающих улицах существенно разнятся в цене, в зависимости от того, где дом: в посёлке или уже на территории города.


А объявление планов о расширении городской территории сразу приводит к повышению цены на землю, которая должна отойти Екатеринбургу.


Таким образом вопрос, где проходит граница города имеет свою цену.


Подобная ситуация характерна для многих районов России. Особенно, это заметно в Москве и Подмосковье да Питере и его пригородах.
 

Характерно это и большинства других государств, где есть городские сосредоточия с высокой плотностью населения...


Тем более, что подвижность границ городов за последние десятилетия возросла.


Москва, например, несколько раз территориально прирастала с конца 70-ых и очень существенно увеличила свою административную территорию.


Кажущаяся целостность городов

 

Большие города (да и многие малые) только кажутся целостными.


Так, по моим данным только в 90-ых под управление правительства Москвы перешла территория Центрального аэродрома (города расширяются и "внутрь").


Кремль, московское метро, сотни зданий и сооружений якобы на территории Москвы, на деле администрацией города не контролируются никак.
 

Много лет соперничали за контроль над аэропортами Кольцово и Уктус правительства города Екатеринбурга и Свердловской области.


Только в 2000-ых Екатеринбургской администрации передан жилой массив 32 военного городка (с тысячами жителей)...


Многие частновладельческие посёлки настолько обособлены и имеют настолько отличный от окружающих селетбищ образ жизни, что являются совершенно чуждым образованием на окраинах пригородных поселений.


Хотя номинально, иногда, они их часть...


Как хотите, а женский православный монастырь в километре от моего екатеринбуржского дома не только закрытый для меня уголок города, но особое поселение вблизи от центра Екатеринбурга.


Знаете, жители этого и других екатеринбургских монастырей даже формально не считаются частью населения Екатеринбурга. 


У Вас уже созрел вопрос: "А к чему Вам знать о том, что город только кажется единым?"


А к тому, что административные границы современного города, быть может за редчайшим исключением - это фикции, умозрительные абстракции.


Символически обозначенные кое-где на местности. И только.


Следующий вывод ещё более радикален.


Реальные интересы людей перекраивают карты городов (не одного поселения, а многих соседних поселений).


А то, что записано в "Генеральном плане города" - в лучшем случае, только пособие для желающих обогатится с использованием средств городской казны и других казённых ресурсов (плюс, "очковтирательский эффект" сего фантастического документа).


Причём, пособие, на которое особо полагаться-то нельзя.


Личные связи и ситуативные конъюктуры, гораздо, значимее, того, что содержат "генеральные планы", "реестры имущества", "кадастры" и прочие бумаги со "страшными" названиями...


А главное, селитбища и другие территории городов меняются заметно быстрее, чем об этом могли даже предположить разработчики планов и администраторы городского уровня...


Продолжающийся рост городов

  


Города взрывоподобно выросли в двадцатом веке и продолжают расширятся!


Уже давно в ходу названия типа Большой Нью-Йорк, Большая Москва. Но, их не хватало.


Так, в США описали Босуош - мегалополис от Большого Бостона до Большого Вашингтона.


Многоградье Среднего и Южного Урала даже близко не сравнится по численности населения и интенсивности коммуникаций с Босуош.


Но, взаимопроникновение городов в ареалы друг друга наблюдается и здесь.


Улучшение дорог. Появление такой разновидности транспорта как скоростные поезда.


В некоторых странах (предполагаю, и у нас на Урале, в будущем) расширение авиационных перевозок.


И, особенно, сотовая телефонная связь резко расширили возможности селится далеко за пределами центров городов миллионеров.


То есть города ещё больше вырастут, вытесняя сельский образ жизни всё дальше на периферию!


Впрочем, и внутри расширяющихся "урбанизированных ареалов" будет всё больше внутригородской переферии. Эдаких территорий "не город - не село"...


Усматриваете противоречие? Есть. Но, жизнь вообще богата на парадоксы и противоречия.


Знаете, мне доводилось брать интервью в микрорайоне Сухоложский города Нижний Тагил, значительной части которого по официальным документам на тот момент вообще не существовало (дома, где я был как бы давно снесли).


Потом мне довелось найти, якобы, несуществующий жилой квартал в пригороде Екатеринбурга.


Причём, у квартала был владелец(!), но даже его бумаги показывали не все(!) дома или указывали на уже не существующее жильё.


Кроме примеров, "серых районов", тихонько деградирующих в трущобы сельского типа, есть и прямо противоположные примеры экспансии современного города в сельскую глушь...


В 2000-ых хозяева пригородного коттеджного посёлка под Екатеринбургом (полтора-два часа до центра) создали новый (якобы старый возродили) законный населённый пункт в своих интересах.


С одним-единственным, пока, постоянным жителем (в посёлке реально до тысячи живёт). Да-да!


Отсюда вопрос: "Так ли уж важна формальная административная структура городов, районов?" Ведь она, как правило, очень далека от реальности и для Ваших дел решающее значение вряд ли будет иметь.


Кстати, дома в БАМе - в общежитии-квартале, которого как бы и нет "на территории Екатеринбурга", продавались и покупались.


И ничего, знаете ли, отсутствие их в кадастрах и государственных регистрации сделок сильно не мешало. То есть хорошо бы "всё официально", ну раз уж никак, то и ладно.


Как не мешало отсутствие регистраций и разрешений вести моим знакомым вести свой маленький бизнес в Екатеринбурге. А вот с легализацией уже полгода маяты!


Прошли те времена (да и были ли они - ещё вопрос), когда все дела можно было решить только в одном-двух местах.


Не благоприятен расклад сил в местном суде? Делаем так, чтоб дело рассматривалось в суде соседнего городка, где расклад иной (если предусмотрительности и ресурсов хватило).


Слишком дорого получить все разрешения на строительство в "Столице Урала"? Дались Вам избалованные екатеринбургские столоначальники - в Среднеуральске или в Арамиле администраторы по-сговорчивее...


Так ли уж не важно, будет ли площадь Екатеринбурга, скажем, увеличиваться в дальнейшем, и даже сколько горожан в нём насчитают через 10-20-30 лет.


Жители этого города живут и сейчас в разном темпе, и между ними пропасть глубже, чем десятки километров, разделяющие их дома и места работы (про места отдыха я, вообще, молчу).


Так, некоторые москвичи теперь сдают свои собственные квартиры и живут по-долгу в далёком Таиланде, "на дольменах" в Причерноморье.


А немало невьянцев наполовину живут в нашем малгородке, наполовину в пригородах Екатеринбурга, в городах Югры и Ямала, а то и в близлежащей деревеньке.


Кочующий образ жизни



Смотрит Ваш добровольный слуга на страницы печатного издания, посвящённого недвижимости и видит обилие предложений, от множества агентств и "неагентств".


О чём свидетельствует многочисленность посреднических контор и предложений от них?


О небывалом числе сделок с недвижимостью (потенциальных сделок).


А почему число сделок растёт на фоне вялого сокращения числа екатеринбуржцев (Екатеринбург - город с огромным числом приезжих и сокращающимся числом горожан)?


Потому что екатеринбуржцы легче и чаще растаются с недвижимостью (даже, если это их единственный дом), чем когда-либо прежде!


Часть людей редко покидает пределы своего квартала, кто-то нигде не живёт сколько-нибудь долго.


Большинство же жителей городов (особенно, крупных) время от времени кочует из одного дома в другой.


В поисках лучшего или "не от хорошей жизни", или так велено, а только переезжают. И будут переезжать ещё чаще.


Не все, но наиболее активные и самые подневольные...


Вот вознамерилась администрация Екатеринбурга 30 заводов перенести "за городскую черту".


А сколько ещё сами владельцы перенесут от екатеринбургской (и российской, вообще) дороговизны, по-дальше.


Как Вы думаете, сколько тысяч семей и одиночек почтут за благо к заводу-кормильцу переехать?


Ап! И станет в Екатеринбурге на тысяч на сто меньше жителей (а то и на двести).


Представление о том, какая квартира, какой дом - "предел мечтаний", на моей памяти сменились заметно полдюжины раз.


И первые "элитные" многоквартирные дома уже вовсе не кажутся столь уж привлекательными (и очень скромно смотрятся, на фоне нынешнего многоэтажья для "элиты").


Представления о том, какой офис подходящий, по-моему меняется ещё быстрее. Фирмы, по части переездов семьи, пожалуй, "за пояс заткнут".


Долгое время городские квартиры, вообще, были тем, к чему очень многие стремились и о чём мечтали. Ныне - загородный дом.


Вместо большого и помпезного офиса в центре города в моду могут войти загородные офисы.


А уж удалённые офисы с работниками, живущими в российской глубинке, а то и вовсе в Казахстане, Армении, Молдове, это для многих компаний станет необходимостью.


Добавьте к ним временные офисы - вот уж чего и сейчас много, а впредь будет ещё больше.


Не забудем о мобильных офисах: в автобусах и легковушках, а также, эксклюзивно, в самолётах и на кораблях (у самых сообразительных ещё и зарегистрированных не в России).


Складские хозяйства и заводы много затратнее перемещать (проще закрыть бывает).


Но, если присмотреться, то ныне всё чаще новые заводы и склады открываются в пригородах и даже в городках, что удалёны на часы пути от центров областей...


Как ни парадоксально, но наибольшую концентрацию в исторических центрах и отдельных загородных анклавах (подобно государственной администрации и высшему образованию), демонстрируют интернет-предприятия - особенно производители интернет-контента.


Но, это объяснимо - широкополосный доступ в интернет - пока привилегия немногих местностей (как правило, в исторических ядрах городов).


Да только, когда доходы интернет-предприятий вырастут, а инфраструктура интернет качественно и количественно расширится, многие выедут из туда, где жизнь предпочтительнее...


Для Вашего добровольного слуги, к примеру, такой момент уже наступил...


Выгоняйте из города казино, переносите из него фабрики и заводы, затрудняйте новое строительство и ремонт регламентацией...


Держите как можно больше государственных земель вне рынка, арендными платежами и поборами выдавливайте торговлю, создайте проблемы частным садикам, и владельцам домашних животных...


Эти и прочие рецепты великолепно работают на отказ от "прелестей большого города". А ещё очень хорошо работает добровольно-принудительное переселение из центра в пригородный "спальник".


Разделяющиеся большеграды

  
Конечно, трудно представить, что московский или екатеринбургский спальный район вдруг захочет отделится от остального города. Хотя...


Вот уже треть столетия (если не дольше) большинство населения одного из пяти районов Нью Йорка - Ричмонда - голосует за отделение от него.


Законно ему выделится не дают, но фактически якобы нью-йоркцы из Ричмонда ведут себя так, словно не имеют к Нью-Йорку отношения.


Это может показаться забавно, но факт.


И знаете, селитбища на острове Статен, где расположен Ричмонд, совершенно не похожи на остальные районы Нью-Йорка.


Как непохож на нью-йоркскую Силиконовую Аллею нью-йоркский же Гарлем.


И это не исключение!


Один из районов Лос-Анжелеса демонстрирует готовность отделится от него.
 
 
В Лондоне и Копенгагене имели место попытки отделения от Британии и Дании, вообще.


Две успешные, кстати(!): в одном случае лондонское правительство откупилось от сепаратистов (дали им землю, жильё и деньги в обмен на лояльность государству), а копенгагенская Христиания и сейчас существует по неформальным соглашениям и в неё ездят поглазеть (и купить наркотики) туристы...


Я бы не стал исключать, что когда-нибудь московское Жулебино, например, не попытается выделится в самостоятельный город (ну чем оно хуже соседнего города Люберцы).


Как впрочем, и попыток московского правительства поглотить те же Люберцы или, скажем, Химки.
 

Так, город Среднеуральск, в своё время, был основан как посёлок, затем включён в состав Свердловска, а через несколько лет провозглашён самостоятельным городом.


И даже перешёл под власть администрации из соседнего города Верхняя Пышма.


Больше 30 лет жители посёлка Верх-Нейвинский стремились стать частью некоего закрытого города, который имел свердловские и московские почтовые адреса. Уж очень это было выгодно.


Ныне этот посёлок - желаемое место для жизни многих жителей по-прежнему закрытого города Новоуральска и посельчане, хоть и работают в Новоуральске, перебираются туда жить всё реже (а ведь это стало проще ныне).
 

Впрочем, разделяющимися названы мной большеграды не потому что прихотливы, порой, административные решения и желания тысяч горожан...


Огромный город трудноуправляем. И появляются городские районы...


В Москве их было больше 30, когда была осознана необходимость внедрения округов. Теперь округа, десятки районов и у каждой администрации свои интересы.


Микрорайоны в России редко имеют самоуправление, но зато владельцы предприятий и учреждений, что в них расположены имеют власть.


Теперь ещё добавились крупные домовладельцы и жилищные управляющие компании...


Время на поездку да в условиях транспортных заторов делает двух москвичей (в меньшей степени, двух екатеринбуржцев) также далёкими друг от друга, как если бы они жили в разных городах.


Более того, беседуя с соседями, я вижу-чую-понимаю, что мы живём в различных реальностях, как в разных городах...


Так что незримые границы пролегают внутри городов и чем больше город, тем больше границ.


Причём, нередко эти незримые или слегка обозначенные границы охраняются, гораздо, лучше, чем границы города.


Одна моя знакомая екатеринбурженка решила продать квартиру в элитном (ну, правда, шикарном) квартале под названием Тихвин, после того как раз-да-другой её не пускали в собственный дом!


Она, видите ли выглядела не так, как обычно смотрятся владельцы тихвинских квартир и их гости...


На какую реальность ориентироваться домовладельцу



Город кончается у границы Вашего домовладения. Дом, офис, гараж...


Более полно, здание или сооружение, комплекс из них. Любой объект недвижимости, у которого есть эффективный хозяин или управляющий.


Это и есть реальность на которую, можно ориентироваться.


Эффективный хозяин означает, что Ваши действия в отношении соседнего домовладения (офиса, склада, моста, пруда, сада и т. д...) будут замечены и на них отреагируют (не обязательно приятным для Вас образом).


То есть когда сосед столбит забор на Вашей территории или затеняет деревьями Ваши грядки, Вы препятствуете этому. Это один из признаков того, что Вы эффективный хозяин.


А когда домовладельцы год за годом выгораживают для грядок, садиков, поленниц участки улиц (а зачем земле пустовать) и вынуждены за свой счёт нанимать трактористов для очистки улицы от снега, то ясно-понятно владелец улицы (местная администрация) - хозяин неэффективный.


Сотрудничество с людьми из администраций городских может быть очень полезно.


Но, это реальные люди со своими интересами. Кстати, нередко, идущими в разрез с интересами мэра города или другого главы местной администрации.


А абстрактный город в России, по существу - подразделение кремлёвского хозяйства, отданное в распоряжение мэру (чтоб он старался для себя и для Кремля).


Хорошо быть партнёром мэра!


Да вот избирательны эти, нередко, недурные хозяйственники. Очень заняты. Дорого с ними дружить.


Да и легко лишится привилегии партнёра при следующем мэре.


Знаться с участковым, приятельствовать с пожарным инспектором, дружить с владельцами (распорядителями) окружающей недвижимости, да и многих других людей не чураться - это полезно.


Просто знать, чья собственность рядом, очень может пригодится.


А вот мифы, исходящие от градоначальства Вам пригодятся, в лучшем случае, как средство дезориентировать других людей.


Так, администрация Екатеринбурга пытается разжечь внимание к городу (ну, разве не молодцы) на том основании, что вблизи от города проходит граница Европы и Азии. Есть такие надуманные границы в этом мире...


По-жёстче пример. Вы продаёте землю дороже, только на том основании, что она будет включена в состав Екатеринбурга. Или что участок на границе Европы и Азии.


Я бы ответил: "Велика честь..." А кто-то, глядишь поведётся...


Кстати, использование понятий типа "загородный дом" обычно предполагает, что Вы должны заплатить по-дороже.


Это же такая привилегия жить за городом (с:


Но, помните современный дом в пятнадцати минутах от МКАД (или ЕКАД, или их подобий в других городах) - продолжение города, а воздух здесь не намного чище (иногда, даже грязнее, чем в отдельных районах самого города).


Вдоль автомагистралей немало такой (недорогой в строительстве, но дорогой при покупке) "загородной недвижимости" появилось и ещё больше появится.


И всё же пожелаю Вам, как и себе, жить в городе ином или вне города, может быть в поместье, в соответствии с Образом Будущего Анастасии...


Может в "умном" ультрасовременном доме... Может в доме-яхте, способном путешествовать по рекам и озёрам... Или даже в обычном каменном домике...


Но, так или иначе, доме Вашей мечты! У границы Вашего города.
 

воскресенье, 29 мая 2016 г.

Особенности национального домовладения

 
"А если не будут брать, отключим газ!"

управдом из фильма "Бриллиантовая рука"

Щедрое подарение


Во времена не столь уж давние, ещё в 90-ых годах прошлого века, большая часть домов, даже индивидуальных (односемейных) принадлежало государственным предприятиям и организациям с участием государства. Или кооперативам.


Да, выстроил себе дом, а он государственный и земля под ним государственная. Хотя у многих домохозяев и было иное мнение на сей счёт...


Только времена эти прошли: законодатели сначала предоставили отдельные возможности для частного домовладения, затем изменён жилищный кодекс, проведена массовая приватизация жилья.


И, как не сопротивляются деятели от государства на местах (для них возникает масса неудобств и подтачивается их власть), Государь (в своих интересах) раздаёт недвижимую собственность пользователям, да на льготных условиях...


В этой заметке мы обойдём вопрос, зачем это делается. Вопрос не прост и требует отдельного рассмотрения...


Зато присмотримся к некоторым следствиям столкновения советских традиций домоуправления и волны приватизации жилья с перераспределением его.


Типичный многоквартирный дом


В многоквартирном доме, отныне, может быть несколько сот и даже тысячи собственников (например, за счёт владения долями объектов недвижимости и за счёт владельцев отдельных комнат).


В некоторых домах присутствуют помещения, коими владеет государство, в лице муниципалитета, как правило...


Но, мы возьмём простой случай - типичный городской многоквартирный дом на 40 квартир, вблизи от центра города Екатеринбурга. Назовём его - Старая Пироженка на Московском Яру...


Управляется Старая Пироженка на Московском Яру "частной конторой", созданной на базе бывшего жилкомхоза.


Если Вы думаете, что жители выбирали способ управления домом и данную управляющую компанию, то заблуждаетесь.


Со второго раза и с многочисленными нарушениями (так что их по суду легко отстранить от управления домом) удалось устроить получение от некоторого количества домовладельцев подписи на нужных бумагах.


А куда же смотрели домовладельцы? Да им всё равно...


Они не хозяева своему дому! Ни каждый по отдельности, ни все вместе.


Дом, по традиции, в руках управляющего, который теперь является частной фирмой, хоть и остаётся тесно связан с городской администрацией (и связан ею "по рукам и ногам").


Знаете, вот уже скоро год как дом в управлении этой фирмы.


А она так и не заключила договоры с домовладельцами, от имени которых распоряжается. И как-то обходится... И никого это особо не смущает...


Всё как обычно. То есть дела идут по обычаю, а право к такой практике домовладения отношения не имеет.


Это здорово, что всё работает, каких бы фантастичных законопроектов ни наработали законодатели.


Но, вот что дурно. Ни домохозяева, ни управляющие не предприняли ничего существенного, чтобы сохранить и улучшить состояние дома и придомовой территории.


Да, бабушки-пенсионерки обиходили клумбы с цветами, навели красоту. Если бы это покупать как услугу, стоило бы она от 500$ в месяц с дома.


Да дворники метут тротуары и моются подъезды. Это и допрежь делалось, по обычаю. И, собственно, всё...


И дело даже не в том, что давно пора добавить 1-2 мусорных контейнера (из-за их нехватки красивый двор засорён сильно - мусор разносится ветром).


Вряд ли кто-либо даже помыслил заняться оформлением земельного участка под домом!


Интересно, что рядом со Старой Пироженкой на Московском Яру, а дом выходит фасадом на магистраль, возвышается рекламный щит и есть место для киоска.


Но никто(!) ещё не знает принадлежит ли эта земля домовладельцам, межевание не произведено.


А ведь оформленный в собственность придомовой участок - это и увеличение оценочной стоимости квартир в доме. По идее...


По факту же, пока, как уж усмотрит это и подаст агент по недвижимости (от хозяев такой предприимчивости ждать маловероятно).


Таким образом, домовладельцы и управляющие Старой Пироженкой на Московском Яру ведут себя так, словно, дом им не принадлежит.


Так и есть... Эффективны домовладельцы только в отношении своих квартир.


А вот насколько эффективны, рассмотрим в следующей главке...


Типичная квартира в многоквартирном доме


Ниже только один пример хозяйствования владельца жилой недвижимости в 40-квартирной "хрущёвке". Назовём его Сергей...


Сергей сдаёт квартиру, а сам живёт с родителями. Сдаёт на долговременной основе.


Жильцов он особо не обижает, даже компенсирует часть их расходов на текущий мелкий ремонт. И получает свои 660 у. е. в месяц (сумма условная, у Вас будет другая)...


Даже если исключить отдельные хозяйские промахи, например, установку городского телефона, не нужного ни ему, ни жильцам (это было выгодно ещё в 2000 году, ну уж никак не в 2008-ом). Его практика домовладения вызывает недоумённые вопросы...


Он, как и абсолютное большинство домовладельцев, сдающих жильё, не закладывают в сумму оплаты будущий ремонт квартиры - её амортизацию.


Имущество и риски Сергея, совершенно, не застрахованы.


И никакой компенсации рисков деньгами домовладелец себе не берёт. Что за щедрость такая?


Понятно, что уровень цен на доходное жилья - фактор неконтролируемый владельцем отдельной квартиры.


И чтобы сдать квартиру подороже пришлось бы предложить жильцам исключительные условия... А зачем? И так сойдёт.


В результате, даже на фоне дефицита жилых площадей (в нижней половине ценового диапазона) во многих крупных российских городах, рентная плата за жильё "отстаёт" от цен на покупку жилья.


А значит, если Вы покупаете квартиру в старом многоквартирном доме, то при сдаче внаём на долгосрочной основе она окупится много лет спустя, если вообще окупится...


Как Вы думаете, что будет делать Сергей, когда придёт время ремонтировать, нет ни его квартиру - общедомовое имущество. А ничего...


Разве подпишет петицию в муниципалитет, чтобы город выделил деньги на ремонт его дома.


Только муниципальные деньги, как правило, будут перехватывать предприимчивые дельцы.


В том числе те, кто будет скупать квартиры в аварийных жилых домах пачками, задёшево.


Но, ещё задолго до продажи собственной квартиры Сергей, возможно, вынужден будет снижать оплату за свою квартиру.


Моральное устаревание маленькой квартирки. Это не исправишь современными стеклопакетами.


Редкий (и очень) дорогой ремонт превращает старую квартиру в жильё, сопоставимое по качеству с квартирами в новых домах и даже старых индивидуальных домиках с газом и водой.


А и сделал такой ремонт, подъезд-то да и двор с каждым годом всё "страшнее". Про изношенные лифты в высотках я, вообще, молчу.


Типичный сценарий


Столкновение правовых новаций и советских традиций домовладения приводит к ситуации аналогичной с ваучерами.


Миллионы человек на постсоветском пространстве получили - и получат - задёшево жилую недвижимость, зачастую изношенную и обременённую многочисленными обязательствами


Слыхали о требованиях пожарной безопасности и санитарных нормах, с кого спросится при случае(?)).


Так или иначе, эти миллионы домовладельцев не сумеют с ней толком управится и потеряют её...


Но, есть и другая сторона - в 10-ые и 20-ые годы будет сделано множество состояний на скупке плохо управляемой жилой недвижимости.


Целых многоквартирных домов, где будут жить, порой, их бывшие владельцы и их наследники. Утешающие себя улучшением качества жилья и тем, что налог на недвижимость и страховку платят не они.


Хотя почти всегда это будет сделано за их счёт...


Конечно, отдельные многоквартирные дома ждёт совсем иная участь.


Некоторые сохранятся почти как есть, другие будут перестроены, многие станут трущобами и развалинами, многие снесут...


Однако, нас больше интересует сценарии для отдельных домовладельцев.


Так вот, типичный владелец одной квартиры в многоквартирном доме превратится в человека снимающего жильё, хорошо ещё, если не на условиях так называемого социального найма.


Уж очень немного останется добротных-то домов в государственной собственности. В основном, дрянь-дома.


А условия "социального найма" - что-то вроде прежнего владения квартирой по-советски.


Для кого-то это и вовсе желательно.


Но, Вам, Уважаемый/Уважаемая, возможно, не покажется привлекательным.


Тогда, быть может имеет смысл по-искать способы реализовать имеющееся у Вас недвижимое имущество. Без продажи квартиры или квартир. Да? Нет?


Последнее замечание


В стране, до сих пор не изжившей пережитки крепостного права - прописку (регистрацию), домовладельцы ещё долго во всём почти уповать на Государя и его служак на местах (и обманывать их по-мелочи).


А государственные мужи будут поступать, словно домовладельцы дети малые неразумные, не способные позаботится о себе и своих домах (и наживаться, по возможности).


Но, это не навсегда...


За сим Дед Чур прощается с Вами, и мир Вашему дому!
 

воскресенье, 1 мая 2016 г.

Новелла о домовладении

 

« - Вот тут у Даля написано: "Дома домим". Что бы это значило?
- Да, ведь и Даль вряд ли знал. А Ты у меня спрашиваешь...
- Хотела, чтобы Ты придумал, что это будет значить для нас. »


Давайте бросим взгляд на то, как будет изменятся практика домовладения в ближайшие годы и даже десятилетия. Дерзко так...


Полагаю, это будет любопытно всем, чья жизнь так или иначе связана с многоквартирными и малоквартирными жилыми комплексами.


Ошеломляющая новизна


Уже 5-7 тысяч лет назад умели строить дома с двумя и более квартирами, в два и более этажей.


И уже тогда лучшие из домов оборудовались водопроводом и канализацией, системами вентиляции и отопления, средствами освещения и охраны.


С тех пор и до конца 2-го тысячилетия христианской эры ничего принципиального в домостроении и домовладении не изменялось.


Но, в прошлом столетии, мало по малу, вызревали изменения, которые порождают качественно иные практики домовладения и домостроения.


То есть владельцам жилья и управдомам уже в обозримом будущем придётся столкнуться с ошеломляющей новизной.


И эта новизна не столько связана с "обращением к цивилизованным практикам владения и управления жилой недвижимостью" и с "освоением опыта развитых стран", сколько с кардинальными переменами в сфере строительства и эксплуатации недвижимости, вообще.


Если "опыт цивилизованных стран" позволяет предположить, что в близком будущем российским владельцам жилой недвижимости придётся позаботится о разнообразном страховании рисков, связанных с собственностью (а не только дорогих вещей в сдаваемых в наём квартирах).


Но, Их опыт вряд ли подскажет к чему приведёт распространение "домашней электроэнергетики", торговля "шумовым загрязнением", внедрение "интеллектуальных компонентов" домов...


Представьте, многоквартирный дом, в угоду веяниям моды (и в угоду рекламодателям) перекрашиваемый и украшаемый чаще, чем дважды в год...


Представьте, что квартиры в доме имеют не только номера, но и наименования (тоже сменяемые время от времени). И даже комнаты в некоторых из них...


Представьте, что за решения управдома совладельцы и жильцы голосуют как ныне за песни в чартах, по телефону, быстро и за копейки.


Наконец, представьте, что документация на Ваш многоквартирный дом на бумаге занимает десяток-другой огромных железнодорожных вагонов. И значительная часть этих сведений (а не только фотографии дома из космоса) в цифровом виде представлена в интернет.


Уверяю Вас, за всю историю перед владельцами и управляющими не возникало столько вопросов, сколько перед управдомом двадцать первого века.


И как Вы думаете, те несчастные тётеньки из жилконторы в состоянии решать эти вопросы? Нет.


Их участь работать при каком-то старомодном, склонном к обветшанию, скопище квартирок, сдаваемых в "социальный найм"...


Прошли времена, когда вести бизнес, даже такой простой, как оказание сантехнических услуг или услуг электрика, было сложнее, чем "тупо" владеть квартирой и сдавать её в наём.


Владеть жилой недвижимостью означает предпринимать и обходится с ней как с предприятием.


Уже очень трудно "всё знать" о своей квартире и "всё в квартире делать".


А тем паче без других людей управляться с целым домом, пусть даже малоквартирным!


И в этом главная новизна происходящего в сфере создания и эксплуатации жилой недвижимости, ныне и впредь...


Вопросы и возможности


Нелегко было советскому управдому. Даже с запуганными, связанными "крепостническими" законами жильцами.


А только управдому двадцать первого века ещё сложнее.


Собственники, доверительные управляющие, владельцы долей, арендаторы с правом выкупа, обладатели опционов - разброс имущественных прав становится шире.


Требования государственных (а теперь и общественных) контролирующих организаций многочисленнее и жёстче.


Да и жильцы стали привередливее, разборчивее. Пока только в дорогих ("элитных") домах, но всё чаще и в иных...


Домохозяева да и нередко квартиросъёмщики капитальным образом переустраивают своё жильё.


И "эпидемия" самовольных перепланировок в 90-ых-2000-ых - пустяки по сравнению с тем, что можно будет наблюдать вскоре.


Это будет как стихийное "размножение" произвольно устанавливаемых на придомовых территориях автогаражей, которое наблюдалось прежде и продолжается в ряде "уголков" России и сейчас.


Захват лестничных площадок, чердачных и подвальных пространств с установкой дверей и замков.


Пристройка новых помещений на первых этажах, балконов(!) и лестниц(!).


Разделение квартир и комнат на отдельные секции.


Размещение оборудования на кровле, на внешних стенах, в межэтажном пространстве, в подъздах.


В некоторых случаях, подземные работы (на законных основаниях и самовольно).


Всё это порождает многочисленные конфликты интересов, "межевые" споры, разбирательства и таит в себе массу возможностей для сообразительных человеков.


И уже в ближайшие годы к традиционным для жильцов многоквартирных домов поводам по-судачить и судится добавятся контакты/конфликты с пожарной инспекцией и санитарно-эпидемиологической службой, да с будущими "жилищными" инспекциями разного рода.


Многоквартирное жильё, ставшее частным, а, нередко, доходным предприятием - обязательно станет объектом их алчного внимания.


Но, это более-менее привычно и понятно, как понятно постоянное противоборство в коммуналках или споры кому и где стоять на автостоянке.


Гораздо, менее понятно по какому праву и что именно делают вот эти люди в красивых комбинезонах в нашем подъезде.


На прямой вопрос они, конечно, ответят: "Телевизионный кабель прокладываем..." или "Пожарную сигнализацию"; и даже покажут документы какие-то убедительные.


Но, ни жильцы, ни даже единственный владелец дома без специальной экспертизы не поймёт, что именно установлено в доме или проложено через дом.


Когда начинаешь вникать практику домовладения, то понимаешь, сколько ещё предстоит решить, какие неожиданные коллизии могут возникать.


Действительно, могут ли совладелецы жилого дома брать плату за транзит интернет-траффика через дом (а таких транзитных кабелей сотни километров по всей России проложено (!))?


Должна ли взиматься плата за пользование почтовыми ящиками и с кого именно (ведь, зачастую, он больше нужен не жильцу, а сторонним людям)?


У пользователей жилой недвижимости всё чаще возникают эти и многие другие вопросы, которых они прежде и помыслить себе не могли.


И именно в резком расширении круга вопросов, решаемых домовладельцами и жильцами, новизна происходящего в сфере эксплуатации жилой недвижимости. Небывалая новизна.


Основы под вопросом


Да, и сами основы домовладения могут быть поставлены под вопрос.


То есть изъятия государственными структурами, захват влиятельными лицами, самовольное заселение и тому подобное, отнюдь, не ново под Луной.


И безвозмездно жильё предоставлялось, и безвозмездно дома управлялись(!)...


Кажется что ничего необычайного случится не может. Верно?


Но, когда собственностью (и предметом торга) станут права на "шумовое загрязнение" - возможность издавать звуки громче определённого уровня. Понимание (по-крайней мере, юридическое) границ домовладения изменится.


Да и в практиках домостроения произойдут изменения - звукоизоляция станет одним из приоритетов.


Никакой фантастики: уже сейчас власти на уровне городов регламентируют уровень шума в ночное время. Но, это ещё даже не "цветочки"...


По аналогии с шумом, могут возникать небывалые коллизии по поводу других "невидимых" компонентов домовладения, электромагнитных помех для работы домашних приборов и беспроводной связи, например.


Многим россиянам не кажется удивительным запрет на домашних животных в квартирах, необходимость разрешения на посадку дерева на придомовом участке и... самовольно возведённые голубятни.


Но, пока, в диковинку право на солнечный свет, ветер (или защиту от ветра), запрет хозяина дома на использование его земли для стока дождевых вод от соседей.


А представляете что будет, когда владелец дома заведёт рядом с домом подземную галерею для выращивания грибов или ещё что по-занятнее. В моём родном Невьянске золото, например, ещё в прошлом веке на своих придомовых участках добывали...


Мощные сервера - компьютеры - в бывшей подсобке или прямо в квартире. Знаете, ныне квартиры можно сдавать не только под жильё, склад, офис, минисадик, салон, но и под домовой сервер.


А в сотне или сотнях метрах над домом парит привязанный к дому кайт (или, проще, "воздушный змей") и вырабатывает электроэнергию. Никакой фантастики - это уже возможно.


И когда не один-два домовладельца, а многие расширят свои рамки представлений, что для них возможно, тогда основы домовладения изменятся, причём практика будет впереди теории!


Давнее деление недвижимости на жилую и нежилую - совершенно непрактичное, хотя и удобное для некоторых торговцев недвижимостью, ещё долго сохранится, по инерции.


Но, будет обязательно заменено, скорее всего, более детальным делением...


Которое устареет ещё при нашей с Вами жизни.


Даже само определение, что такое дом, что такое помещение могут быть оспорены и изменены.


У Вас никогда не возникал вопрос, почему, вообще, этот жилой комплекс считается одним домом, а этот тремя разными. И в чьих это интересах?


Уверяю Вас, такие вопросы выгоды ради будут поставлены. И неоднократно...


Например, разделением многоквартирного дома на два может быть разрешён непримиримый конфликт между двумя коалициями собственников в доме.


Ведь что такое отдельный дом, когда дома пристроены к друг другу вплотную и имеют многие общие коммуникации...


Почему бы полуавтономному пентхаузу на крыше небоскрёба не быть отдельным домом.


И, строго говоря, современная квартира, с автономным отоплением, вентиляцией, даже отдельным входом, так ли уж сильно отличается от индивидуального дома в окружении плотной сплошной застройки?


С помещениями, вообще, песня...


Вы, конечно, слышали о быстровозводимых зданиях. Ещё проще и быстрее перекраивать помещения, буде такое желание.


Да и без всяких металлоконструкций и надувных стен: снесли перегородку между кухней и комнатой, заменив её на барную стойку с проходом - то ли два помещения, то ли одно.


Что такое помещения в мире передвижных стен, уличных торговых автоматов, сезонных пристроек к дому, временных танцплощадок на крыше, огороженных лестничных площадок, лоджий шикарнее иной квартирки, сторожевых будок в легковушках, полнофункциональных домиков на колёсах?


Из сказанного об основах домовладения следует сделать вывод, что именно скорость изменений, диктуемая прежде всего технологическими (в том числе, организационными) новшествами, обогащают практики эксплуатации недвижимости и строительства.


Обогащают настолько, что под вопросом оказывается опыт управления домами, имеющий многотысячилетнюю традицию.


Заключительное слово


Понятно, что во многих случаях фантазия домовладельца ограничена рамками своей квартиры и семейного бюджета на ближайшие месяцы.


Но, работа уже с несколькими квартирами требует и расчётливости, и воображения.


Тупо повышать квартплату, в надежде покрыть все свои издержки и нажить излишек, да и на том успокоиться - это не всегда лучшая тактика. Согласитесь?


Тем паче, что мы с Вами живём во времена ошеломляющих перемен и фантастических возможностей.


С этим Дед Чур прощается с Вами, до связи!

 


вторник, 19 апреля 2016 г.

Дом-на-доме

 

« - Кстати, а где Ты живёшь?
- У меня коттедж на 7-ом этаже. »
фантастика?


Поехали!


Вам не кажется странным, что бытовая обстановка в домах (квартирах) так изменилась за последнее десятилетие. Даже в домовладениях бедных людей. А вот устройство самих домов, практически, не изменилось.


Да новые материалы... Да современное оборудование... Но, редко-редко, где изменена основная конструктивная схема дома.


Всё те же подъезды и лестничные площадки, всё те же вереницы балконов и сплошной массив квартир и офисов, тесно примыкающих друг к другу.


В лучшем случае, появляются фойе при входе в подъезд, многоярусные квартиры, да оригинальные мансарды...


Даже в осмотренных мной "элитных" зданиях 2007-2008 года, на диво отделанных, нет смелых инженерно-архитектурных решений.


Более того, нет даже некоторых разумных и давно изобретённых конструктивных компонентов здания.


Представляете дорогой небоскрёб, который выше любой автомобильной пожарной лестницы, из имеющихся во всей области, без вертолётной площадки на крыше(!), зато с антенным сооружением, которое сильно затруднит подлёт к зданию сверху.


Неужели летать из дома занятым жителям "элитного" небоскрёба не потребуется, в ближайшие 10-20 лет?


Но, это ещё ладно. А вот отрезать путь к эвакуации в случае пожара или погрома для жителей верхних - самых дорогих квартир - не слишком ли...


Но, довольно ворчалок - переходим к "вкусненькому"...


Просто и со вкусом!


Даже любители жить в тесном людском окружении, в городском сосредоточии, обычно, предпочитают изолированное жильё.


А о какой изолированности можно говорить в случае с многоквартирными домами? Хоть бы и "элитными"...


Вывод прост: следует возводить многоярусные жилые комплексы с одно-, двухсемейными домами вместо многоэтажек с квартирами.


И в некоторых комплексах дома-вместо-квартир стоит располагать на некотором расстоянии друг от друга, оборудовать при них внутренние дворики и внешние балконные площадки.


В других комплексах - пристраивать дома-вместо-квартир плотно по аналогии с таунхаусами и высоту ярусов делать по-меньше.


Такое жильё сочетает ряд преимуществ многоэтажных зданий и индивидуальных домов...


Вместо обычного дома получаем шикарно оборудованную в инженерном отношении скалу со множеством маленьких домиков.


Да, такая практика домостроения весьма затратна.


Но, учитывая сколь затратны и привычные практики жилищного строительства она окажется вполне приемлемой для российской строительной индустрии. Ещё больше возможностей обогащаться!


А как выгодно будет смотреться и удобно подаваться такое жильё.


Только представьте: маленький уютный домик в окружении цветников, с двориком и балкончиками, с отдельным входом-выходом к лифтовым и лестничным площадкам на высоте 20-30-50 метров над землёй...


Если нужно, дома, сооружаемые на ярусах такого коттедж-небоскрёба могут быть и двухэтажными. Иметь залы и галереи, бассейны и сауны... Да, что угодно.


Не скажу, что можно сделать это исключительно в рамках существующих строительных норм и правил. Полагаю, и да, и нет, смотря как сделать...


А со временем и правила могут изменится в пользу такого строительства.


Впрочем, есть и немало способов обойти и проигнорировать СНиПы и другие подзаконные нормативы. Это наблюдается сплошь и рядом.


А первые подобные жилищные комплексы вызовут яростные нападки, даже если будут сделаны без малейших нарушений.


Необычны. Броски. Однако, нападки только создадут дополнительный и полезный в рекламном отношении ажиотаж.


Удобно!


Когда квартиры в доме впритык к друг другу, достигается экономия на материалах при строительстве и ремонте, на отоплении и кондиционировании при эксплуатации.


Однако, ниже Ваш добровольный слуга покажет, что выгоды от малых домов при многоярусном размещении могут перекрывать издержки.


Вот подъезд обычной "хрущёвки" на улице Ленина в городе Невьянск. А в нём квартира, бедный хозяин которой отключил центральное отопление и "греется" в отопительный сезон, исключительно, за счёт газовой плиты и соседей.


Другой домохозяин из этого же подъезда, по-богаче, сделал в своей квартире полноценную автономную отопительную систему.


Люди хотят решать вопросы с отоплением, вентиляцией, водоснабжением по-своему, как им удобно, а не как задумано строителем или как решил поставщик жилищно-коммунальных услуг.


А легче всего это сделать в изолированном от соседей доме (да так и меньше возможностей решать за их счёт). Пусть даже дом и встроен в многоярусный комплекс.


Таким образом домохозяевам и проще делать перепланировку помещений, и сразу отстроить дом на свой вкус.


Застройщик предоставил место, коммуникации подвёл и славно, остальное может, вообще, будущий домохозяин сделать.


А соседям не надо дожидаться, пока весь многоэтажный домина весь будет отстроен и отделан.


И пока все владельцы-арендаторы соизволят достроить-доделать свои дома-офисы.


"Затопить" соседей внизу становится, гораздо, сложнее.


У каждого дома в комплексе может быть полноценная крыша и внешняя ливневая канализация.


И пожару труднее в таком комплексе распространятся. Межярусные пространства и промежутки между домами мешают.


Да и некоторые дома хозяева лучше оборудуют в противопожарном отношении, чем соседи.


Не говоря уже о шумоизоляции, которая намного лучше при таком подходе к домостроению.


Знаете, даже содержание лестниц, гаражей и лифтов легче организовать.


Никакого "общего" имущества - всё кому-нибудь конкретно принадлежит.


Лифты-подъёмники платные, а как же. На кой, к примеру, владельцам домов на первом ярусе платить за подъём домохозяев сверху и их многочисленных гостей.


Хотя желающие организовать "жилищный колхоз", подобные нынешним кооперативам и некоторым ТСЖ, найдутся.


На Земле коллективистов также много, как и индивидуалистов.


Экономно?


Утверждения о несостоятельности таких домостроительных новаций по экономическим причинам отметаем напрочь!


Строить прямоугольные коробки с плоской, практически, неэксплуатируемой кровлей считается выгодным.


Но, эпоха крупнопанельной застройки завершилась, инверсионные кровли известны давно. А круглые дома до сей поры строят далеко не везде в России.


Даже частные застройщики, что делают дом для себя! Где рачительность, о какой экономичности можно говорить?


Между тем разворачивается скрытое, но жёсткое соревнование с застройщиками из стран с более благоприятным, чем в России климатом (природным и инвестиционным).


Знаете ли, уже больше много больше 10 лет денежки-то вовсю утекают из северных российских регионов, даже не столько в благодатный Краснодарский край, сколько за границу.


И именно это соревнование сподвигнет застройщиков северной Азиаевропы почти полностью перейти от "прямоугольных" зданий к "круглым" и всё больше использовать полусферы в жилищном строительстве.


Необходимость искать новые формы застройки обязательно приведёт к опытам с многоярусными жилищными комплексами под индивидуализированное и изолированное жильё.


Правда, такие комплексы будут оправдывать себя лишь в тех микрорайонах крупных городов, где есть сосредоточия деловой активности и очень дорога земля.


Однако, я не удивлюсь, что будут реализованы следующие проекты при будущих реконструкциях домов массовой застройки 60-80-ых годов (в районах с умеренными ценами на землю)...


Бывшие "хрущёвки" и "брежневки" будут обретать новый "внешний скелет". И этот "скелет" будет вместо мансарды нести несколько односемейных домиков, размещённых на новой кровле бывшей "хрущёвки".


В поисках мер по удешевлению строительства может оказаться приемлемым встраивание в монолитные железобетонные массивы многоярусных жилых комплексов облегченных конструкций для прогулочных террас и кафешек.


Использование вместо дорогих фасадных систем (а они так фантастически дороги) надувных конструкций с изменяемой геометрией.


Отказ от кранов в пользу аэростатных систем, подвижной гидравлической опалубки и других средств снизить строительные расходы.


Проектирование многоярусных жилищных комплексов с учётом возможного наращивания вверх, по мере надобности, без отселения живущих и работающих на нижних ярусах.


Да и найдётся множество других способов строить (а затем и эксплуатировать) жилые и частично-жилищные многоярусные комплексы, позволяющие снизить издержки и увеличить доходность такого жилья.


Почему бы не заставить спускающиеся лифты вырабатывать электроэнергию - технически это вполне возможно?


Почему бы не устроить придомовой гараж так, чтобы ставить автомашины вертикально, на попа - технология отработана и уже применяется на некоторых платных автостоянках?


Почему бы не использовать воду, уже закаченную в водонапорные баки (наверху высотных домов такие ставят), а также дождевую (снеговую) воду, может быть даже канализационные стоки?


Хотя бы для того, чтобы подымать воду в на верхний ярус жилищного комплекса - такие системы давно изобретены и прекрасно работают.


Не стоит обольщаться, что на фоне длительного роста цен на недвижимость в некоторых городах России и, главное, нефте-газового бума находилось много желающих (даже из-за рубежа) финансировать жилищное и офисное строительство, по традиции.


Недалеко то время, когда потребуется быть на шаг-два впереди зарубежных и российских застройщиков, чтобы валюта (пусть даже рубли) во всё расширяющихся масштабах питала строительную индустрию нашей северной страны.


Да, бумы ещё будут, но "дураки и дороги", не говоря уже о "русской зиме" - постоянно действующие факторы.


А что ещё?


Альтернативы предполагаемой выше практике домостроения конечно же есть. И некоторые из них не менее привлекательны.


Например, массивы малоэтажной застройки из односемейных домов, магазинчиков, офисов, салонов и складиков, а также дуплексов, триплексов и прочих "плексов".


Такие же обширные как в австралийских городах, но более экономичные (вынужденно).


Если значительную часть земли, выведенной распорядителями от имени государства из делового оборота, раздать (распродать), такой вариант станет выгоднее многоэтажного строительства почти во всех городах и весях России.


Массовое индивидуальное строительство станет доминировать и если конкуренты "задушат" строительную индустрию в большинстве российских регионов.


Ведь, если в Москве иностранные и государевы строители завсегда что-то будут грандиозное строить и перестраивать, то Вологда или Серов, запросто, могут остаться без крупных строительных организаций, работающих на рынке жилья.


В любом случае, индустрия готовых индивидуальных домов набирает силу.


Есть даже компании сетевого маркетинга, которые торгуют высокотехнологичными готовыми сборными домами.


И если предоставить под них место в многоярусном комплексе, то эта индустрия будет работать на крупного застройщика, работающего в городах с дорогой землёй.


А многоярусный паркинг-кемпинг под мобильные дома (прицепы и полноценные авто). Технологически он ближе к многоярусному жилищному комплексу, описываемого типа, чем к многоэтажному гаражу.


Ведь следует предусмотреть, что мобильные домики (а некоторые из них - многометровые прицепы или большие автобусы с трансформируемым кузовом) будут местом обитания людей днями, неделями...


В каждом российском городе-миллионере найдётся место хотя бы под один такой паркинг-кемпинг и клиентура у них будет, можете не сомневаться.


Вагоны - ж. д. - уже не актуальны, а комфортабельные воздушные корабли ещё долго будут мало кому "по карману"...


Достаточно!


Но, это мы уже далеко заехали... Пора, завершать моё Вам поведание. А на последок ещё одно наблюдение...


Если хотите знать как будет, какие практики могут в моду войти, наблюдайте за богатыми.


Раз в моду в российской провинции начали входить пентхаузы на крышах небоскрёбов, то есть вероятность, что десятилетие-другое спустя и зажиточные, и даже некоторые бедняки будут жить в доме-на-доме.


Смелости и воображения Вам желает в заключение Ваш Дед Чур!

 


воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Пошлина за вход к себе домой

 

" - За что платят-то?
- Не за что, а потому что..."
актуальный диалог


Во второй половине 90-ых и в 2000-ых годах наблюдался бум продаж закрывающихся дверей для подъездов с домофонами. За пользование домофонными системами взимается абонентская плата.


Кстати, плата эта у каждой(!) домофонной компании одинаковая и для 20-тиквартирных, и для 120-тиквартирных подъездов. И это, согласитесь, странно.


Если же вспомнить, что никакого отношения к расходам на поддержание домофонной системы эта пошлина за вход к себе домой не имеет, то уже не покажется странной одинаковость оплаты.


Домофонная система может месяцами, а то и годами работать без вмешательства людей.


И для работы этих систем домофонные компании ни электричества не поставляют, ни маслом домофоны не смазывают.


Да это, отнюдь, не просто: создать, пусть и небольшую команду, людей, способных собрать и убедить людей поставить подъездную дверь и домофонную систему.


Притом, в условиях конкуренции с другими дверными и домофонными компаниями. А местами на один многоквартирный дом претендовали 2-3 домофонные и 1-2 дверные фирмы...


Но, вот жильцы купили дверь и домофоны, всё установлено и работает. За что они платят? Особенно те, кто себе и домофон-то не ставили.


И на каком основании блокируется дверь при обращении к квартире неплательщиков?


Во многих случаях договорные отношения между владельцем (-ми) помещений в доме и домофонной компании толком не оформлены.


В других случаях, договор есть (в том числе и с управляющей компанией), но почему его нельзя расторгнуть...


Вот бы дверные компании взимали абонентскую плату с тех, кому установили двери.


А как же: там ведь глазок (у некоторых видеоглазок) и звонок, датчики могут быть установлены.


Да ведь замок же может сломаться, как чинить-то будете!


Чем дверь в квартиру отличается от входной двери в подъезд?


Так что единственное обоснование абонентской платы - это готовность ремонтировать домофонную систему.


Однако, когда чего-то в домофоне не работает, то мастера надо вызвать. Вызываем и оказывается: надо заменить домофон (а его, естественно, оплатить).


Местами, даже дополнительную плату за вызов мастера берут!


Ну, и чем это отличается от ремонта с оплатой по факту сделанного?


А как же ремонт самого домофона и проводов? Ха!


Если ремонт мелкий, то некоторые компании, действительно, делали его за свой счёт. Были такие примеры.


При этом, все равно абонентов "раскручивали" на новые домофоны и другие "штучки".


Сейчас в моде системы видеонаблюдения. Так что сбой домофонной системы - повод продать видеофонную. Но, это ладно...


А если провода вырезали какие-то негодяи, то восстановление - всегда за счёт жильцов. Домофонные системы не страхуют!


Более того, есть примеры, когда домофонную систему выводили из строя представители домофонно-охранной компании.


И это не всегда представители конкурирующей компании. Часто это были действия самого поставщика услуг!


Неумышленно? Иногда... А часто вполне намеренно. И не только при разделе имущества домофонной компании.


А такие разводы в домофонных компаниях случались многократно и длились, порой, месяцами...


Отсюда, потребность входить к себе, независимо от "политики" и состоятельности домофонной компании.


Один мой знакомый, чтоб не возится с ключами, просто установил себе код, покопавшись в домофоне.


Знающий человек любому квартировладельцу и квартиросъёмщику свой код поставит и снимет блокировку двери по номеру квартиры.


И основные затраты некоторых домофонной компании - не при установке дверей.


А на сбор пошлины за вход и на защиту своих "домофонных угодий".


Угрозой благополучию домофонных компаний являются и простые кодовые замки, и высокотехнологичные.


Впрочем, главная угроза, домофонному бизнесу - сотовые телефоны!


Звонок телефона или сообщение на интернет-пейджер, установленный на телефоне и/или персональный компьютер заменяет связь по домофону.


И по звонку хозяин может сообщить гостевой код для замка.


А кое-где и дверь будет открываться (и поддерживаться открытой) из квартиры сигналом с телефона...


Так, глядишь, и любителей собирать с людей пошлину за вход к себе домой поубавится, со временем.